Как всегда, я начал с Брокгауза и Ефрона. Слова «нэцкэ» там не оказалось.
Я посмотрел на букву «е», не «нЭц-кэ», а «нЕцкэ», но и тут ничего не нашел. Я
вспомнил, что до революции употреблялась буква ђ – ять. Употребление
старых букв, вроде «ђ», «i», «?» и твердого знака – большое неудобство
Брокгауза и Ефрона: ищешь слово, а оно, оказывается, раньше писалось совсем
по-другому. Но на «ђ» нэцкэ я тоже не нашел.
Не оказалось этого слова и в Большой советской энциклопедии. Странно!
Нэцкэ – старинная вещь, есть нэцкэ семнадцатого века, а в энциклопедиях они
даже не упоминаются. Громадную, на пятьдесят восемь страниц, статью
«Япония» я прочитал от первой до последней строчки. Прочитал и общие
сведения, и физико-географический очерк, и про берега, рельеф, полезные
ископаемые, растительность, животный мир, население, промышленность,
транспорт, сельское хозяйство, внешнюю торговлю, финансы; всю историю
прочитал с незапамятных времен – про феодализм, абсолютизм, буржуазные
революции; познакомился с государственным устройством, религией,
вооруженными силами, политическими партиями, профсоюзным движением,
просвещением, философией, литературой, искусством и архитектурой,
музыкой, театром и кино. Но слова «нэцкэ» нигде не нашел.
Я снова взялся за Брокгауза и Ефрона, прочитал и там статью про Японию.
Опять пошли всякие сведения и таблицы, гидрографии, средние температуры,
осадки, фауна и флора, плотность населения, возрастные группы, сословия,
эмиграция и иммиграция, земледелие, горные промыслы, обработка масличных
семян, капиталы, банки, страховые общества, монетная система,
оспопрививание и все такое прочее...
И наконец в главе «Японское искусство» я обнаружил единственное
упоминание о нэцкэ. Оказывается, нэцкэ – это «маленькие фигурки, носимые на
поясе для пристегивания к ним разных мелких предметов». Вот все, что там
было сказано про нэцкэ. Для того чтобы прочитать эту короткую и мало что
говорящую фразу, я потратил столько времени, изучил Страну восходящего
солнца со всем ее рельефом и финансами.
Конечно, Япония древняя страна, но как же с нэцкэ? «Маленькие фигурки,
носимые на поясе для пристегивания к ним разных мелких предметов». Почему
мелкие предметы надо пристегивать к поясу, да еще с помощью нэцкэ? И при
чем здесь искусство? И почему за ними так охотятся?
Ни на один из этих вопросов я не нашел ответа ни у Брокгауза, ни в БСЭ.
И тогда я отправился в читальню.
Я не люблю читален, особенно больших. Тишина, неподвижность, того и
гляди, упадешь со стула. Можно выходить в буфет, в уборную, в курилку, но
если все время выходить, то какая это работа? Начинаешь потихоньку
поглядывать на соседей и обнаруживаешь, что и они на тебя поглядывают.
Девчонки поглядывают так, будто ты не работать сюда пришел, а
бездельничать. Самим хочется побездельничать – скука смертная. Попадаются,
конечно, дубы – как прирастут к стулу, так не оторвут от него своего седалища.
Но я не могу – я люблю наблюдать людей. Сегодня здесь главным образом
поступающие в вуз, это видно невооруженным глазом. Первого августа