истерическийязыксплетни;проматросаговаривали,чтоонгде-токого-то
убил,оттого,мол,егобольшенеберутслужитьнасуда,асамонмрачени
нелюдим,потомучто«терзаетсяугрызениямипреступнойсовести».Играя,
дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и
дразнили тем, что будто отец ее ел человеческое мясо, а теперь делает
фальшивые деньги. Одна за другой, наивные ее попытки к сближению
оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами и другими
проявлениями общественного мнения; она перестала, наконец,
оскорбляться,новсеещеиногдаспрашивалаотца:—«Скажи,почемунас
не любят?» — «Э, Ассоль, — говорил Лонгрен, — разве они умеют
любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут». — «Как это —
уметь?» — «А вот так!» Он брал девочку на руки и крепко целовал
грустныеглаза,жмурившиесяотнежногоудовольствия.
Любимым развлечением Ассоль было по вечерам или в праздник,
когда отец, отставив банки с клейстером, инструменты и неоконченную
работу,садился,снявпередник,отдохнуть,струбкойвзубах,—забратьсяк
нему на колени и, вертясь в бережном кольце отцовской руки, трогать
различныечастиигрушек,расспрашиваяобихназначении.Такначиналась
своеобразная фантастическая лекция о жизни и людях — лекция, в
которой, благодаря прежнему образу жизни Лонгрена, случайностям,
случаю вообще, — диковинным, поразительным и необыкновенным
событиям отводилось главное место. Лонгрен, называя девочке имена
снастей, парусов, предметов морского обихода, постепенно увлекался,
переходяотобъясненийкразличнымэпизодам,вкоторыхигралирольто
брашпиль,торулевоеколесо,томачтаиликакой-нибудьтиплодкиит.п.,а
ототдельныхиллюстрацийэтих переходилкширокимкартинамморских
скитаний, вплетая суеверия в действительность, а действительность — в
образы своей фантазии. Тут появлялась и тигровая кошка, вестница
кораблекрушения, и говорящаялетучаярыба, не послушаться приказаний
которойзначилосбитьсяскурса,иЛетучийГолландецснеистовымсвоим
экипажем; приметы, привидения, русалки, пираты — словом, все басни,
коротающие досугморякавштилеилиизлюбленномкабаке. Рассказывал
Лонгрен также о потерпевших крушение, об одичавших и разучившихся
говорить людях, о таинственных кладах, бунтах каторжников и многом
другом, что выслушивалось девочкой внимательнее, чем может быть
слушалсявпервыйразрассказКолумбаоновомматерике.—«Ну,говори
еще», — просила Ассоль, когда Лонгрен, задумавшись, умолкал, и
засыпаланаегогрудисголовой,полнойчудесныхснов.
Также служило ей большим, всегда материально существенным